По состоянию на март 2024, то есть за 2,5 года работы сервис сгенерировал около 2,8 млн справок. В 2021 году он работал только во втором полугодии и предоставил более 860 тыс справок.
В 2022 году из-за начала большой войны многие процессы в Украине замедлились или стали на паузу, запросов на оценку было меньше и в течение года сервис сгенерировал около 500 тыс. документов. В 2023 году этот показатель достиг 1,4 млн справок.
Сейчас ежемесячно пользователи с помощью сервиса ФГИ формируют около 120 тыс. справок. Большинство документов генерируют просто в информационных целях и не используют для оформления сделок у нотариусов. Чаще всего пользователи оценивали жилую недвижимость (55% всех запросов), 35% касались земельных участков, 10% – нежилой недвижимости.
В то же время, электронные справки от ФГИ о стоимости земельных участков при купле-продаже использовали активнее, чем справки о стоимости объектов недвижимости (здесь владельцы чаще заказывали услуги оценщиков).
Активнее всего оценивали имущество в Днепропетровской, Киевской, Одесской и Львовской областях. Это список традиционно развитых регионов с высокой деловой активностью, густотой населения и спросом на недвижимость.
В большинстве регионов Запада в последнее время не очень много предложений по продаже имущества, а в прифронтовых или фронтовых областях спрос отсутствует практически полностью. Учитывая это, в отдельных регионах количество запросов в разы ниже, чем у лидеров.
Интересный факт: среди электронных справок от ФГИ, которые использовали при регистрации сделок, 80% сформированы не владельцами недвижимости, а нотариусами или оценщиками. То есть заказчики оплачивают работу, которую они могли бы сделать самостоятельно и бесплатно.
Как получить справку
Электронную справку от ФГИ можно получить бесплатно в своем кабинете сервиса. В него необходимо войти с помощью цифрового ключа.
В кабинете следует выбрать поле «Новая справка» и внести данные об объекте оценки. Среди них – название, вид, тип (выбрать из предложенных), площадь, год ввода в эксплуатацию, этажность. Список данных зависит от вида имущества.
Также необходимо указать полный адрес и дополнительную информацию, если для оценки требуется только часть объекта. В конце нажать «Печать» и получить документ с автоматически рассчитанной стоимостью. Каждый может воспользоваться подробной инструкцией для прохождения всех шагов.
Справки, сгенерированные пользователем, хранятся в его кабинете. Каждая имеет автоматически присвоенный уникальный регистрационный номер. Справкой можно воспользоваться в течение 30 дней со дня создания.
Как работает сервис, и какие проблемы возникают
За более чем два года работы сервиса у пользователей возникали вопросы его работы. К примеру, по каким критериям автоматически формируется стоимость объекта? Обязательно ли пользоваться полученной справкой, если не согласен с ее результатом? Как влияет война на функционирование сервиса и развивается ли он?
Относительно определения стоимости. Источники информации установили Налоговый кодекс и Порядок работы единой базы данных отчетов об оценке. В частности, сервис использует открытые источники данных (объявления о продаже), а также сведения о ценах, указанных в договорах купли-продажи объектов недвижимости и внесенных нотариусами в единую базу. После начала Большой войны на рынке недвижимости заметно снизилась активность. Соответственно, массив данных, на базе которых сервис автоматически формирует стоимость объекта, тоже уменьшился. Также во многих открытых источниках до сих пор есть устаревшие данные, сгенерированные еще до февраля 2022 года. Все это оказывает влияние на корректность работы системы.
Также оценочная стоимость не учитывает индивидуальные особенности (состояние, ремонт) недвижимого имущества, то есть усредняет этот показатель. Однако полученную справку не обязательно использовать при продаже объекта. Владелец имеет право обратиться к оценщику, учитывающему дополнительные критерии для определения стоимости имущества.
Если установленная оценщиком стоимость объекта более чем на 25% отличается от определенной автоматически, такой отчет нужно рецензировать. Если документ оформлен профессионально, вопросов к нему не будет. По данным ФГИ, 95% направленных на рецензирование отчетов получают положительное решение.
Некоторые проблемы создают пользователи. Есть случаи, когда они сознательно вносят в систему ложные данные, чтобы уменьшить цену собственного имущества и соответственно размер налогов. Это ответственность людей, пользующихся сервисом. Однако большинство нотариусов не принимает в работу такие «хитрые» справки.
Одно из изменений в работе сервиса, связанное с войной, – невозможность автоматически оценить объекты на оккупированных территориях. ФГИ предупреждает, что для сделок по такому имуществу нужно предоставлять рецензируемый отчет об оценке.
Перспективы и планы на будущее
Фонд создал и запустил систему автоматизированной оценки благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). С момента старта ее работы в 2021 году программное обеспечение не обновлялось из-за отсутствия финансирования из госбюджета. Конечно, сейчас у нашей страны более насущные запросы по безопасности и обороне и расходы направлены в первую очередь на это.
В то же время, ФГИ разработал общие требования по модернизации сервиса с учетом текущих реалий. В настоящее время идет поиск финансирования для обновления программного обеспечения и улучшения работы инструмента.
Это поможет владельцам имущества бесплатно получать более качественные документы для его оценки, а государственному бюджету – системно наполняться налогами от операций с недвижимостью или земельными участками.