Как составить бизнес-план

Как составить бизнес-план

1. Начальные расходы бизнеса.

Важно как можно точнее оценить начальные расходы бизнеса и разработать план, где взять средства на их оплату. Чем внимательнее Вы отнесетесь к их оценке, тем больше шансов, что Вы ничего не упустите и не ошибетесь в сумме требуемых расходов. Проведите ревизию вашего первоначального списка стартовых мероприятий. Проанализируйте, как Вы определяли стоимость каждого этапа, не устарела ли оценка рыночной стоимости имущества, необходимого для работы. Какие дополнительные мероприятия необходимо добавить. Соберите их в таблицу и укажите напротив каждого стоимость. Подсчитайте сумму предстартовых затрат.

Включите в таблицу статью на непредвиденные расходы. Как оценить их сумму? Лучший способ – уточнить ее у пары-тройки знакомых предпринимателей, которые открывали бизнес подобный Вашему. Если такой возможности нет, то зарезервируйте примерно 20% % от общей суммы стартовых затрат.

Завершите оценку подробным пояснением где, как и когда и на каких условиях вы сможете получить средства для запуска бизнеса.

2. План-прогноз по доходам и расходам на первый год работы.

Сначала составьте план-прогноз доходов и расходов на первые 12 месяцев работы. Для этого составьте прогноз продаж и прогноз по их себестоимости. На основании этих прогнозов получите ожидаемую прибыль в каждом месяце первого года. Укажите основные допущения, которые Вы использовали при оценке будущих доходов и расходов компании. Опирайтесь на данные, получаемые в процессе выполнения стартового маркетингового плана.

Составьте список всех затрат бизнеса, которые требуются для работы предприятия. Он будет сильно расширен и более точен, чем список затрат, который Вы использовали на этапе предварительной оценки прибыльности бизнеса. И затем составьте прогноз. Обязательно укажите, на основании какой информации вы оценивали будущие расходы.

Помимо финансовых показателей в приложении к прогнозу, укажите месячные ключевые показатели, которые вы собираетесь достигнуть, чтобы выполнить прогноз по доходам. Это в зависимости от конкретной бизнес-идеи может быть:

  • число посетителей,
  • число покупателей,
  • количество точек продаж,
  • количество торговых посредников,
  • средняя оценочная стоимость основных средств, которые необходимо будет закупить. И тому подобное…

Эти цифры часто дают более ясное представление о планах, нежели финансовые прогнозы.

План-прогноз по доходам и расходам на следующие 3 года (желательно)

Составьте его с учетом роста инфляции, будущего роста цен на материальные ценности, прогнозов увеличения клиентской базы. Укажите предпосылки, на основании которых Вы составляли прогноз расходов и доходов.

Учтите потенциальные риски и продумайте план по их преодолению. Не беспокойтесь, что прогноз построен на ваших предположениях с опорой и на информацию, которую вам удалось получить на момент его составления. Этот прогноз, как и прогноз на первые 12 месяцев, да и весь бизнес план Вам необходимо корректировать по мере получения реальных данных.

3. План-прогноз движения денежных средств

Если представить, что прогноз прибыли (по доходам и расходам) – это сердце Вашего бизнес-плана, то прогноз движения денежных средств — это кровь бизнеса. Естественно, что и каждая часть плана важна, но ни одна не имеет смысла, если у предприятия закончатся деньги. Бизнес рушится потому, что он не в состоянии оплачивать свои счета.

Цель данного плана-прогноза оценить, сколько Вам нужно средств на открытие бизнеса, на ежемесячные операционные расходы. И сколько необходимо оставить в резерв для покрытия последствий наступления рисковых событий. А также в какие моменты времени и из каких финансовых источников вы будете их погашать. Также важно определить, достаточно ли стартового капитала (начальной оценки корпоративных прав) для выхода на точку самоокупаемости бизнеса.

Обязательно запишите все предположения относительно предстоящих расходов. И откуда Вы к этому моменту получите требуемую сумму. Из него должно быть понятно, какие платежи необходимо оплатить авансом, какие — в момент приобретения. Ну а оплату каких можно отложить до момента, когда на счетах соберется необходимая сумма? Сколько денег должно быть к моменту погашения регулярных платежей? Из каких средств оплачивать поломки и оценку оборудования? Как оплачивать коммунальные услуги в зависимости от сезона? Сколько раз в месяц выплачивать заработную плату? Когда закупать материальные ценности (товары, комплектующие, инструменты и т.д.)? Какой уровень их запасов наиболее оптимален? Как обеспечить компенсацию износа оборудования? И т.д.

Успешные владельцы бизнеса считают этот план-прогноз одним из главных рабочих документов, наряду с контрольными показателями деятельности бизнеса. На основании плана-прогноза вы будете эффективно управлять денежными потоками предприятия. Зная, с какой реальной скоростью поступают денежные средства и сроки важных расходов, Вы значительно уменьшите вероятность наступления банкротства по причине «финансовой наивности» владельца.

4. Анализ точки безубыточности

Этот анализ показывает объем продаж (в «штуках»), который необходимо достичь для покрытия всех месячных издержек бизнеса. Другими словами, это количество проданного «усредненного» продукта, которое проводит границу между прибыльным бизнесом и убыточным.

Формула для быстрой оценки уровня продаж:

Продажи ТБУ (точка безубыточности) = Фиксированные Расходы / (1- Средняя Маржа),

где Фиксированные Расходы указываются в гривнах, а Средняя Маржа — в процентах от общего объема продаж.

Рассчитайте точку безубыточности для каждого месяца первого года и поквартально для последующих. В виде таблицы оформите расчеты. Подробно зафиксируйте все предположения относительно фиксированных, (постоянных) расходов, способа расчета размера средней маржи.

Поделиться на Facebook